Для начала, моя “благодарность” услужливым господам, которые позаботились поместить 28.08.03 на наш старый форум “Поход в район Победы” (www.vvv.ru) сообщение от моего имени. Это только мелкий дополнительный штрих к вашей “порядочности”.

Впрочем, в Москву я прилетела действительно только 27-го, а про “отлично” проведенное время хотелось бы немного дополнить.

С этого форума и началась вся эта история. Началась замечательно, продолжение получила отвратительное. К этому всему давно стало противно иметь какое-то отношение, но, возможно, наш опыт принесет какую-то пользу нашим потенциальным последователям (а таковые обязательно найдутся).

Кто не пришел на “праздник” вовремя, при желании может получить общее представление о ходе нашей экспедиции по разбросанным на портале vvv.ru новостям и комментариям к ним. Здесь скорее не отчет, а мои личные впечатления от “словленного величайшего шанса в жизни побывать в команде с легендарными людьми в тянь-шанском высокогорье”.

Экспедиция проходила под руководством человека с 30-летним стажем в организациях экспедиций в наиболее труднодоступные районы в более чем 100 странах мира (по его словам). Как ни странно, в нашей экспедиции я не увидела никакой организации. Все наше пребывание там, на леднике было организовано казахстанским туристическим агентством. Ринат Хайбуллин, после того, как мы полностью промокли под проливным дождем в Акколе и, несмотря на то, что в договоре с Азией-Туризм оговаривалось наше автономное проживание, т.е. в своих палатках и со своим питанием, распорядился поселить нас в корпуса и обслуживать как VIP гостей. Все услуги предоставлялись абсолютно бесплатно.

Начну я, пожалуй, с того самого момента, который получил самую разноречивую огласку.

По оз. Мерцбахера

Вообще, вся эта ситуация, переросшая позднее в “причудливую сенсационную историю”, была создана искусственно. Вполне возможно, случись это где-то еще в середине нашего пребывания на леднике, все воспринялось бы действительно как приключение.

Мы больше недели просидели в базовом лагере на Северном Эныльчеке, абсолютно ничего не делая. И чтобы уж совсем не “загнуться” от безделья время от времени просто бродили по леднику в разные стороны. Это время можно было использовать для полета на оз. Мерцбахера. Но решение лететь туда было спонтанно принято руководителем в самый последний день нашего пребывания. По планам мы уже должны были отправляться в Майда-Адыр (практически, мы уже сидели под вертушкой и ждали рейса) – это был крайний срок выезжать с тем, чтобы вовремя добраться до Ташкента и успеть на самолет (задаваемые руководителем группы темпы передвижения уже были известны).

Предполагалось, что оговоренное до начала экспедиции на форуме “БЕСПРИКОСЛОВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЮ” будет удерживать нас от необдуманных поступков. На деле же выяснилось, что человек расценил его как свое полное право совершать их самому, распоряжаться нами в угоду своим капризам (другое слово здесь подобрать просто невозможно). Ему торопиться было некуда, а все остальные для него не значили ровным счетом ничего. Ни купленные заранее билеты, ни то, что у каждого из нас есть свои обязательства, такие как работа, допустим, в расчет приняты не были. Впрочем, как выяснилось позже, Азии-Туризм он заявил, что все мы являемся работниками Discovery Channel. И сам, видимо, в это поверил.

Более того, внезапно решив лететь в “одно из самых труднодоступных мест на земле”, он совершенно не поинтересовался, есть ли у нас для этого все необходимое, включая средства связи. С самого начала у нас предполагалось наличие собственного спутникового телефона, принадлежащего IPV News USA. На деле оказалось, что никаким собственным спутниковым оборудованием компания не располагает, а телефон спутниковый был взят у компании Турая. К тому времени деньги на нем закончились, и он был сдан за ненадобностью. Поэтому в один из “самых труднодоступных районов на земле” мы попали без ненужных нам излишеств. У нас был один баллончик с газом, обнаруженный совершенно случайно уже на самом озере (на нем мы согрели несколько чайников, на чем он и закончился), была куча продуктов, но все они были в сыром виде – картошка, макароны и пр., одна палатка на восемь человек (в которую с трудом помещается шесть). Другие палатки были оставлены в первом и втором лагерях для Эльвиры. Нам повезло, к нам присоединился ещё один человек со своей палаткой. Вот туда то мы и поместили семью М-ва. Остальные шестеро ютились в палатке, принадлежащей IPV News, которая каждый день после обеда, когда начинался дождь или снегопад, промокала и набиралась воды почти по щиколотку.

Через какое-то время ожидания вертолета на озере у нас начали возникать сомнения, была ли вообще конкретная договоренность с вертолетчиками. К тому моменту все мы уже имели представление о М-ве, и на его серьезный подход к чему-либо вообще уверенно рассчитывать было сложно. Будь у нас связь, этот вопрос легко решился бы. Понимая, что вечер перестает быть томным, и ситуация ничуть не проясняется, мы пытались поговорить и предложить какие-то меры для привлечения внимания киргизских вертолетов, время от времени, летающих над нами. Хочу пояснить – киргизам не надо было летать через перевал, как казахам. Они летали вдоль ущелья. Поэтому дела с летной погодой у них обстояли намного лучше. Витя с Димой даже выложили камнями сигнал бедствия на земле. А М-ов в это время над ними подтрунивал и посмеивался. Вообще, все это время М-ов вел себя не как руководитель группы, попавшей в критическую ситуацию, а отпускал шуточки и, казалось бы, был совершенно спокоен, как будто ничего не произошло, радуясь такому приключению. Но при этом не забывал сыпать угрозами в адрес работников Азия-Туризм и других чиновников, угрожая сорвать генеральские погоны и засадить в тюрьму административный состав Азия-Туризм. Но надо отдать ему должное – Рината Хайбуллина он все же пожалел, так как, по его словам, то была не его вина, что у него такие нерадивые сотрудники.

Пытались предложить отправить в лагерь двух или трех человек, чтобы прояснить ситуацию, но такое решение было им принято только лишь на третий день нашего ожидания вертолета (четвертый день нашего пребывания на озере). После обеда он и ещё один, назначенный им человек, выдвинулись в сторону погранзаставы Майда-Адыр. Ребята пошли их провожать до конца озера, в то время как мы принялись снова ставить палатки, так как погода снова портилась, и начинался снегопад. Через несколько часов они все вернулись. Оказалось, что путь в этом направлении непреодолим, было решено на следующее утро идти в сторону базового лагеря на Северном Эныльчеке. На следующее утро М-ов и Олег Орешкин пошли в сторону северного лагеря. Но через два с половиной часа снова вернулись - М-ов передумал и принял решение идти всем вместе. Как позже было сказано спасателями, разумнее было оставить нас всех в лагере на озере, а не рисковать жизнями неподготовленных к таким переходам людей, выводя с ледника, тем более таким способом. Здесь была большая вероятность угробить наши жизни, а не спасти их. Необходимо было просто отправить двух самых сильных членов команды в лагерь, чтобы они вызвали спасателей и организовали вертолет. Однако в таком случае фильм о брошенных во льдах лишился бы самых красочных эпизодов, а сама ситуация – драматичности, а стало быть, и прибыльности.

Другое дело, что никто не пожелал остаться, все предпочли идти, чем пребывать в неизвестности на озере. Но в любом случае, принятие решения оставалось за руководителем. Руководитель же сказал, что он обещал нам трек, вот мы его и получим. Я заметила, что для трека вообще-то планировались другие сроки. В результате авторитетный, выдержанный и волевой руководитель начал орать, чтобы я заткнулась. На просьбу не орать (не в лесу), подскочил и ударил по лицу. Уходя с озера, М-ов распорядился оставить на палатке записку (на русском и английском языках), что она и вещи, оставленные в ней, являются собственностью Посольства США, но почему-то ни слова о том, что группа, не дождавшись вертолета, самостоятельно выдвинулась в сторону северного лагеря, а не пошла на прогулку между айсбергами. Результатом этого явилось то, что летчики, прилетев за нами на озеро и увидев записку, остались в недоумении и не стали искать нас на леднике, а улетели по своему маршруту.

Спустя три часа после выхода всей группы, было решено отправить вперед двух человек, чтобы они пришли в лагерь и вызвали спасателей. По здравой логике, это должны были быть самые сильные, выносливые и опытные люди. Всем было понятно, что таковыми в нашей группе были Дима и Витя. К тому же у Димы был опыт хождения в горах. Мельников же отправил вперед организовать наше спасение Олега и Алексея, прекрасно зная, что у Олега больное сердце (именно поэтому он уехал из лагеря на леднике раньше предполагаемого срока), а у Алексея не было никакого опыта в горах, да и физическая его подготовка оставляла желать лучшего. Но с главной его инструкцией - разместить информацию о погибающих на леднике гражданах США в интернете – они бы, безусловно, справились лучше.

О методах выхода уже упоминалось в одном из комментариев на vvv.ru, но я, с вашего позволения, повторюсь. Привал мы делали каждый час, через каждые 10-15 минут останавливались на передышку. Темп – сначала почти бегом, а потом, через несколько минут, он выдыхался и останавливался. Вставали на ночлег и ложились спать очень рано, на следующий день выходили поздно. Выматывало это неимоверно, плюс заканчивались продукты.

На третий день нашего пути стали зарождаться сомнения, что первая двойка дошла, и на сей раз на организацию спас. работ все же было решено отправить Диму и Витю. Как потом выяснилось, Олег и Алексей, которые вышли на два дня раньше, пришли в лагерь в тот же день, что и Дима с Витей. Только они утром, а Дима и Витя вечером.

В предпоследний день нашего пути мы вышли раньше, чем обычно (где-то в районе половины девятого утра). В час дня было решено ставить палатку. Позже я все же предложила не терять время, а идти дальше. Пусть всего часа четыре, но хотя бы на это расстояние мы бы были уже ближе к лагерю. М-ов взобрался на пригорок, огляделся вокруг, увидел Хан-Тенгри и определил, что до лагеря осталось всего часа три ходьбы. Мы втроем (Полина, Саша и я) пошли дальше. В горах я была в первый раз, и мне трудно было судить, что гора, которая вроде бы уже вот стоит передо мной, находится не в трёх часах ходьбы, а ещё аж целого дня. Это теперь я знаю, что расстояние в горах измеряется не километрами, а днями и даже, как мне сказали, веревками. Отрадно, что и “опытный руководитель группы” теперь тоже это знает. Жаль, что он не знал этого раньше - этот трек был первым в его жизни, как они сами там и сообщили. Еще более жалко, что выяснился этот любопытный факт уже только на леднике в ЧС.

А то, что никто не погиб, так Мельникову просто очень повезло. Повезло и с тем, что мы встретили спасателей, когда ушли втроем, оставив двух человек в палатке. Ушли, не взяв с собой ни спальников, ни палатки, ни еды - ничего. Абсолютно ничего. Просто пошли, как были и в чем были. Как потом сказали мне ребята-спасатели, вот это был реальный шанс схватить холодную и замерзнуть. Порекомендовали сказать спасибо тому, кто такое решение принял - отправить нас так в ночь.

На следующий день мы, вместе со спасателями, которые нас вывели с ледника, вернулись в лагерь.

Так что информация о том, что группу с ледника героически вывел ее руководитель (некоторых даже за ручку :)), мягко говоря, не совсем правдива. Половина группы вышла сама, а нас в последний день нашего пути вывели спасатели.

О спасателях хочу сказать отдельно. Я очень благодарна этим ребятам, которые молча и достойно делают свое дело и спасают человеческие жизни. Хочу назвать их имена (к сожалению, я не знаю фамилий всех их). Это АЛЕКСАНДР КРЫНИН (ГЛЫБА), ДАНИЯР, ГЕННАДИЙ и АЛЕКСАНДР из Нижнего Новгорода (именно он в последний день вывел нас в лагерь). Я со всей искренностью хочу сказать им слова благодарности за их работу. Это замечательные ребята. По-моему, в спасательной службе просто не может быть других людей. Ведь от них, от их готовности помочь другим, незнакомым людям зачастую зависит жизнь этих людей.

Всю дорогу, пока я шла в лагерь, я думала, что мы придем, и все это закончится. Ошибалась. По приходу в лагерь М-ов заявил, что готов все простить Азии-Туризм за 150 тыс. долларов. При этом он пообещал выпустить тираж календарей с логотипом Азия-Туризм. Хочу заметить, что выпуск календарной и другой полиграфической продукции уже значился отдельным пунктом в договоре между IPV News и Азией-Туризм. Ему было отказано, а также было предложено заплатить за вертолет, которым предполагали нас вывезти с ледника. То, что он сразу же согласился заплатить за этот рейс вертолета – ложь. Он отказался платить вообще. Более того, он отказался и от того, что это было его указание разместить информацию СОС на vvv, заявив, что это было сделано по собственной инициативе “посыльных”.

Далее последовало написание официальных обращений и сообщений во все Посольства о том, что нас насильственно удерживают на леднике. Я наотрез отказалась принимать какое-либо участие в скандале, изначально основанном на обмане, и во всех разборках – т.е. подписывать какие бы то ни было заявления и обращения. После этого выяснилось, что доселе я не могла и предполагать, каким может быть давление и запугивание со стороны людей с тремя образованьями. Если вкратце, то мне было пообещано, что я никогда не доеду до Москвы, что в Узбекистане против меня будет сфабриковано дело, что впредь я больше никогда не смогу получить визу ни в одну из стран мира и т.п. В каком формате и с какими эпитетами в мой адрес, привести не могу – страница не выдержит. Не оставь я все свои деньги, паспорт, ключи от квартиры, билет Ташкент-Москва, мобильный телефон и другие вещи на квартире Мельникова в Ташкенте, я бы улетела домой через Алматы, как мне предлагали ребята. Но мне необходимо было попасть в Ташкент, чтобы все это забрать.

В итоге, супруга М-ва предложила оставить “врага” на леднике (хотя, вся поездка, естественно включая возвращение в Ташкент, была оплачена мной заранее). Начальник экспедиции принял более “гуманное” решение - высадить меня в первом населенном пункте Киргизии, т.е. Караколе. О своем решении он не удосужился сказать мне лично, а заявил об этом всем остальным, чтобы для них это, как он сказал, там не стало сюрпризом. Спасибо ребятам, предупредили. Мне пришлось “улаживать свои дела” и просить помощи у Николая Червоненко. Огромное спасибо Николаю Червоненко. Я ему очень признательна за его помощь, а также Татьяне Чепель за ее участие. В общем, Мельников был вынужден при представителях власти дать расписку о моей полной неприкосновенности вплоть до отбытия в Москву. Тем не менее, он попытался силой высадить меня из автобуса уже за Караколем, в ущелье Барскаун. Уже традиционно: с матом, воплями, размахиванием ледорубом, угрозами, швыряньем на землю.

На обратном пути опять же утром вставали очень поздно, долго готовили и завтракали, выезжали в 11-12 часов дня. Вставали на ночлег в пять, максимум шесть часов вечера. При этом вместо того, чтобы обедать где-нибудь в придорожных столовых (они совсем недорогие), либо просто набрать фруктов и есть по дороге (на что были согласны и ребята), мы останавливались на длительные стоянки и готовки обедов, что занимало 2-3 часа, на купания (!) и т.п. Это при том, что нам срочно надо было домой, все оговоренные сроки полетели уже давно, и у наших близких не было никакой информации о нас.

С такими темпами у нас ушла целая неделя на то, чтобы добраться до Ташкента.

Кстати, М-ов утверждал, что хорошо знает Киргизию, и что дорога, по которой мы ехали, была единственной. На одной из стоянок я поинтересовалась у местных жителей, далеко ли до Ташкента. Ответ ошеломил: “Километров 800 ещё отсюда. Но вы сделали большой крюк, поехав по этой дороге. Есть другая дорога, которая километров на 300 короче этой, т.е. по той бы было километров 500”.

На подъезде к Ташкенту мы снова остановились на ночлег. До Ташкента оставалось всего 37 км, как мы увидели на следующее утро. Но он заявил, что 150, и он устал как собака. Нам было непонятно, как может быть 150, если табличка с указанием, что до Ташкента оставалось 144 км, минула уж почти как два часа назад. Но спорить было бесполезно, и мы вынуждены были встать на ночлег. На следующее утро мы доехали до Ташкента за каких-нибудь полчаса. Оказалось, что требовалось это для того, чтобы мы помыли автобус. Ни слова не говоря, он завез нас на какую-то грязную речку и приказал все выгружать и отмывать автобус.

Финансы или принцип “русского бизнеса”.

Об этом принципе очень часто любит рассуждать М-ов. Его суть состоит в том, что сначала заявляется одна сумма, а потом всплывают ещё и ещё непредусмотренные дополнительные расходы. Мы же путешествовали с “американской” компанией, которая в лице своего президента Сергея Мельникофф гарантировала, что дополнительных расходов не будет, и более того, обещала обеспечить съемной квартирой и еще многим чем (см. форум). В самом начале, мы все оплатили ему лично по 300 оговоренных ранее долларов (включая питание и пр.). На обратной дороге в Ташкент с нас взяли ещё по 20, объяснив это тем, что мы пробыли там более длительное время, чем предполагалось. Причем, все это время мы жили и питались за счет Азии-Туризм. И им не было заплачено ни копейки! Почти половина овощей, купленных на наши деньги, была выброшена ещё в самом начале нашего пути по причине не должного их хранения - не было ни нормальной упаковки, ничего. По приезду в Ташкент запросили еще $15 за химчистку пуховки (это при том, что в Ташкенте она стоит 3-5 долл. максимум) Гостиницу, разумеется, оплачивали сами, как и все вынужденное пребывание там в течение недели (авиабилеты пропали, приобрести новые (с некоторой переплатой, конечно) получилось только через неделю). Все это при том, что на леднике мы выполняли обязанности и шерпов, и помощников операторов, и сразу же и актеров. Во сколько бы обошлось президенту корпорации IPV News USA привезти весь этот персонал с собой (или нанять уже там) – вопрос уже пустой. Все расходы (за исключением оплаченных “благотворительно” третьими сторонами) “персонал”, т.е. мы, оплатил самостоятельно.

Впрочем, если человек сам публично не брезгует упоминать о двух купленных им дынях, добавлять к этому уже ничего не надо.

Как, наверное, уже лишне упоминать и о применяемых академиком методах “убеждения” и воздействия на людей. Хамское обращение со всеми без исключения, всевозможные угрозы (уголовный диапазон их просто поражает), оскорбления - все это вряд ли уже будет для кого-то новостью.

Отдельным пунктом разве что рукоприкладство. Странно, что другим женщинам группы ненормальным это не показалось. Вероятно, привыкли.

Да, все мы перед отъездом еще раз получили инструкцию-предупреждение ни о чем “не вякать”.

Сказать, что была РАЗОЧАРОВАНА – не сказать НИЧЕГО. Можно было бы пожалеть “мужчину” (таких - с явными проблемами – воспринимать по-другому как-то даже негуманно, что ли), поднять руку и опустить.. но, к сожалению, всё это перешло все предельно допустимые границы.

Так что, господа “Заядлые Горники”, извиняться за ваше былое недоверие к нашему начальнику излишне, как и судить обо всем по “объемному” онлайну. Разница между виртуальным величием и реальным содержанием превзошла все мыслимые ожидания.

И все ваши отеческие призывы к “готовности пожертвовать личным в пользу общественного” (читай в пользу М-ва) после всего этого вызывают попросту смех.

Правда, любовь моя к путешествиям от этого всего не угасла. Как минимум я узнала, что в горах, как и везде, встречаются самые разные люди.

Вернуться к оглавлению отчетов.

Вернуться на главную страницу.

Перейти к обсуждению в форуме на VVV.RU